Социально-педагогическая и психологическая служба

Профилактика жестокого обращения с детьми

20.06.2024

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

     Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

     К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

 Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

 

Родители и дети. Насилие над детьми в семье

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. Виды насилия

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы.

  1. Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми:

«Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии.

«Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

Пьянство порождает агрессию — ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения.

«Неизбежность зла» — бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно широко распространено, существовало везде и всегда. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном — по официальным данным в странах СНГ в результате убийств или физического насилия ежегодно погибает более 3000 детей, это выше, чем в странах Европейского союза, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо. Этот факт еще более усугубляется тем, что в отличие от других стран, в России отсутствуют механизмы, в том числе и законодательные.

  1. Эмоциональное насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
  2. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
  3. Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился . т.е. ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Последствия

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Практический все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить.

Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.

Рекомендации психолога. Насилие над детьми в семье

Выделяют три вида насилия: физическое насилие, то есть нанесение телесных повреждений, увечий, вплоть до убийства; психологическое насилие, характеризуется в угрозах, унижениях, оскорблениях, чрезмерных требованиях, чрезмерной критике; сексуальное насилие, то есть принуждение к половым актам, различного рода сексуальным действиям. По отношению к детям и пожилым членам семьи выделяют четвертый вид насилия, который характеризуется отсутствием должного ухода и заботы по отношению либо к  детям, либо к старикам.

Семья – это то пространство, в котором случаев насилия, к сожалению, большего всего. Насилие к детям – самая тяжелая, самая страшная и влекущая наиболее тяжкие последствия форма насилия. И это понятно, поскольку детский возраст – это время, когда закладываются все основные характеристики личности, психики, здоровья. И как ребенок провел свое детство, от этого зависит, каким он будет дальше, что принесет он с собой во взрослую жизнь. Избиения, удары, бесконечные шлепки – все это деформирует психику, причем, эффект этот почти необратимый.

Формируется заведомо ущербная в психологическом значении личность, неготовая постоять за себя, всего боящаяся, уступающая, несамостоятельная, зависимая, которая легко может попасть под влияние кого угодно. Ее и запугивать не надо, она уже настроена на такой стиль поведения.

А может быть и по-другому. До какой-то поры ребенок терпит, копится обида, собственная ответная агрессия, которую он не может выплеснуть и, как только ребенок становиться постарше, как только начинает чувствовать уверенность в своих силах, он начинает давать отпор родителю по полной программе и другим людям заодно. Насилие по отношению к детям всегда несет эффект, направленный в будущее, когда выросшие дети будут продолжать насилие.

Физическое насилие идет параллельно с психологическим, которое выражается в бесконечных унижениях, оскорблениях. Например, «ты ничего не можешь», «ты хуже всех», «кто ты такой, чтобы свое мнение иметь?», «мне плевать, что ты хочешь».

Считается, что пока ребенок станет личностью нужно время. Но ребенок с момента появления на свет – уже личность и заслуживает не меньшего уважения, не меньшей тактичности, чем взрослый человек, потому что все для него ранимо, все очень воспринимается. И хотя психологическое насилие с физическим не сравнить, ущерб от него не меньше.

Есть несколько пунктов в воспитании детей, которые мы должны знать и соблюдать:

Первое: Ни в коем случае нельзя бить ребенка по лицу. Это может способствовать развитию у него комплекса неполноценности. А в дальнейшем он может вырасти трусливым человеком. Непроизвольно он будет бояться любого, кто будет протягивать руку к его лицу.

Второе: Никогда не кричите громко ему в лицо, если, по вашему мнению, он допустил ошибку. Такое поведение с вашей стороны может быть расценено им как руководство к действию. Каждый раз, как только он будет видеть ошибки у других людей, он также будет кричать на них и повышать голос.

Третье: Никогда не теряйте самообладание в присутствии детей. Не кричите, не бейте посуду. Иначе ребенок будет думать, что, разбив например, тарелку, он найдет выход из трудной ситуации. А также ошибочно станет полагать, что битье посуды успокаивает нервы.

Четвертое: Ребенок никогда не должен видеть сцены насилия в семье. Порой, даже в шутку, когда родители дурачатся, изображая драку, ребенок воспринимает это всерьез. Начинает плакать, у него теряется чувство защищенности, когда он видит, как страдают самые дорогие для него люди.

Пятое: Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, надо прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Шестое: Ограничьте просмотр психотравмирующих передач. Психологи склоняются к тому, что воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей. Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!

Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»

Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!.

На территории Республики Беларусь анонимно, ежедневно с 8:00 до 20:00 осуществляет работу бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801 (звонок только со стационарного телефона).

     Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям

Рекомендации родителям

Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:

  1. Беседовать со своим ребенком обо всем, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.
  2. Научиться слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему.
  3. Установить четкие границы поведения и придерживаться их. Интересоваться, как и где ребенок проводит свое свободное время.
  4. Знать круг друзей, с которыми общается ребенок, и если это возможно, родителей детей.
  5. Помочь ребенку поверить в себя; ценить и уважать своего ребенка.
  6. Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях.
  7. Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.
  8. Помочь сформировать ребенку жизненные ценности.
  9. Стараться увидеть в ребенке хорошее, хвалить, воодушевлять его.
  10. Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.
  11. Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.
  12. Быть самим примером для своего ребенка. Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Дети учатся жить у жизни (советы)

  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  11. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

          

свернуть

Оказание социально-психологических услуг гражданам, пострадавшим от домашнего насилия

Специалистами государственного учреждения «ЛРТЦСОН» обеспечивается оказание социально-психологических услуг гражданам, пострадавшим от домашнего насилия.
Психологическое консультирование граждан, пострадавших от домашнего насилия, обеспечивается при очном обращении по адресу: г. Лида, ул. Варшавская, 4, кабинет 64, а также по телефону «Социального доверия» - 50-26-84.
В случае необходимости получения гражданами, пострадавшими от домашнего насилия, экстренной психологической помощи в нерабочее время {до 22.00), в том числе в выходные дни, можно обращаться по следующим телефонам:
+375 29 2684272 (январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь 2023 года);
+375 29 2879763 (февраль, апрель, июнь, август, октябрь, декабрь 2023 года).
Дополнительно сообщаем, что пострадавшие от домашнего насилия могут получить услугу временного приюта в «кризисной» комнате.
Телефон 50-26-84 или +375 29 2684272; +375 29 2879763.
Необходимо данную информацию довести до сведения заинтересованных, а также информировать законных представителей в рамках проведения социального расследования по фактам семейно­бытовых конфликтов.

свернуть

"Телефоны доверия" в Беларуси

 

Код

Телефон

Время работы

Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов

8 801

100 21 21

по будням с 9 00 до 17 00 бесплатно

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей

8 801

100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

Минск:

для взрослых

8 017

290 44 44

круглосуточно

8 017

290 43 70

круглосуточно

для детей и подростков

8 017

246 03 03

круглосуточно

Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"

8 017

202 04 01

круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

Минская область:

Борисов

8 01777

92 62 85

15 00 -1700

Вилейка

8 01771

5 14 98

8 00 - 16 00

Молодечно

8 01773

5 46 44

20 00 - 8 00

Слуцк

8 01795

5 53 33

8 00 - 18 00

Солигорск

8 0174

22 11 22

9 00 - 16 00

Жодино

8 01775

3 51 02

13 00 - 15 00

Брестская область:

Брест

8 0162

40 62 26

круглосуточно

8 0162

20 15 55

круглосуточно

Барановичи

8 0163

41 60 80

9 00 - 17 00

Витебская область:

Новополоцк

8 0214

37 13 75

8 00 - 20 00

Полоцк

8 0214

43 22 20

8 00 - 20 00

Орша

8 0216

21 00 19

8 00 - 20 00

Витебск

8 0212

43 22 93

круглосуточно

Гомельская область:

Гомель

8 0232

37 91 91

8 00 - 24 00

Гродненская область:

Гродно

8 0152

170

8 00 - 24 00

Могилевская область:

Могилев

8 0222

47 31 61

круглосуточно

8 0222

22 26 81

8 00 - 20 00 (будни)

Бобруйск

8 0225

43 40 24

круглосуточно

свернуть

Рекомендации родителям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития

Адаптация ребенка к детскому саду

Электронный журнал "Ребенок имеет право!"

Практические советы родителям, которые могут помочь предупредить преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Электронный журнал для родителей "Правила помощи детям с гиперактивностью"
Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Буклет "Домашнее насилие"
Консультация для родителей "Детство без жестокости и насилия"
Буклет для родителей "Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»
Электронный журнал для родителей "Половое воспитание. Как, когда и что говорить ребенку?"
Электронная газета для родителей "Влияние стилей семейного воспитания на успешность адаптации к УДО"
Электронный журнал для педагогов "Как помочь непопулярным детям"
Электронный журнал для родителей "Мама, не кричи!"
Электронный журнал для родителей "Семейные игры"
Электронная газета для родителей "Мотивационная готовность к школе"
Памятка об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра
Информация для родителей и детей по профилактике преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними
Информация для родителей и педагогов "О предупреждении преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних"
Памятка для педагогов по разъяснению мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, разъясняем уголовно наказуемые деяния, относящиеся к категориям особо тяжких и тяжких
Информационный листок для бабушек и дедушек "Семейные правила"
Электронный вернисаж "Волшебное превращение камней"
Электронный журнал "Правила помощи детям с гиперактивностью"
Электронный журнал "Стили семейного воспитания"
Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка
Серия мини-памяток "Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних"
Ответственность родителей за воспитание и содержание детей
Электронный журнал "Айфоновое детство или влияние гаджетов на психику ребенка"
Роль отца в воспитании ребенка
Информационный листок "Влияние образа жизни родителей на психическое здоровье ребенка"
Меню раздела